- Иахин и Воаз
- этими именами назывались две величественные медные колонны, изваянные по приказанию Соломона тирянином Хирамом и поставленные перед храмом по левую и правую стороны. Эти колонны, благодаря их огромному значению как с художественной, так и исторической сторон, представляют весьма значительный интерес. Но стиль и архитектуру этих колонн, однако же, довольно трудно определить из тех описаний, хотя довольно подробных и многочисленных, которые встречаются в Библии и у некоторых древних историков, ввиду неясности специальных терминов, употреблявшихся в древности. Однако же, между прочим, установленные колонны представляли из себя пустотелые цилиндрические тела, высотою с постаментом 18 локтей (8 м 71 см), в диаметре около 4 локтей (1 м 84 и толщиною медных стенок около 81 мм. На колоннах лежали капители, нижняя часть которых была обработана в виде шара и украшена двумя рядами гранатовых яблок, а верхняя расширена и украшена стеблями, листьями и цветами лилий. Так. обр., общая высота колонн с капителями = 11 м 13 До сих пор не решен еще окончательно вопрос: занимали ли колонны самостоятельное значение, т. е. стояли ли они отдельно и независимо от притвора храма, имея чисто монументальное значение (мнение Гирта, Олесницкого, Штиглица и мн. др.), или же они, стоя в храме, исполняли обязанности подпор (мнение Мейера, Воноэ, Пэна и др.). Больше предпочтения заслуживает первое мнение, хотя бы уже потому, что колонны стояли пред храмом, имевшим каменные стены, а они были медные и во всех местах перечисляются наряду с медными сосудами. Весьма возможно, что вопрос этот, а также и значение цели постановки колонн были бы выяснены, если бы удалось вполне точно узнать значение названий Иахин и Воаз. Но и на этот вопрос существует так же много мнений, и в значительной мере разногласных. Есть мнения, которые приписывают эти названия как имена собственные, принадлежащие или историческим лицам, или их предкам, или потомкам, но для подобного предположения слишком недостаточно одно сходство имен, других же данных нет. Более предпочтительно мнение о нарицательном значении этих имен, причем авторы этого мнения, имея в виду грамматическую форму слов И. и В., переводят это так: "соответственно И., да стоит (храм) непоколебимо", "да утвердит его (Иегова) непоколебимо", соответственно В. "в нем сила Божия". Хотя есть и еще некоторые другие мнения, однако же это предположение кажется наиболее предпочтительным уже потому, что с основанием первого неподвижного храма истинному Богу и с утверждением прочного политического значения И. и В. являлись национально-теократическим знаменем культа Иеговы.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.